«На войне тебя видят или белым, или черным»

Что делать православному священнику, когда мир разделился на «своих» и «чужих»? Где пересекаются Интернет и реальность, и как получить целостную картину происходящего в войне на Донбассе?

Протоиерей Георгий Гуляев, пресс-секретарь Донецкой епархии, — о жизненной позиции, социальных сетях, политической атрибутике и христианском отношении к миру.

На войне тебя видят или «белым», или «черным». А для христианина не может быть такого разделения. С точки зрения христианина мир устроен немного по-другому: все мы грешники. И грешные люди делятся на две категории – кающиеся и не кающиеся. Задача священника перевести не кающихся грешников в категорию кающихся. Вот мы, эти кающиеся грешники, как раз и составляем Церковь земную. И только когда произойдет личное преображение, тогда и станем святыми.

А на войне совершенно другие категории: там «свои» и «чужие». «Своим» всё прощают, их прославляют, поклоняются их мужеству и отваге, «чужие» — злодеи, достойные осуждения, в них сосредоточены все пороки и негатив. Это обычная человеческая психология, так, наверное, проще жить и выживать. И священника в этой ситуации обязывают занять определённую, однозначную позицию. А я не могу так поступить. Мне жалко всех, поэтому я чувствую, что не устраиваю ни тех, ни других.

Не беру на себя много, но, по-моему, Христос тоже разочаровал своих современников. И еврейских патриотов, которые говорили, мол: «Римские оккупанты пришли, надо бы возглавить народное восстание!» Не получилось. И римлян Христос разочаровал, потому что Он «странный какой-то» – взял бы и поддержал власть Рима, а она бы гарантировала Ему защиту и предоставила места для проповедей.

Прот. Георгий Гуляев возле Свято-Игнатьевского храма на ДМЗ, где он - настоятель

Так было во все времена. Христиане оказываются «не от мира сего», но, как по мне, нам от этого и легче. Лично в моей жизни ничего не поменялось, «президент» у меня тот же – Иисус Христос — «вчера и днесь, и вовеки тот же». Я всегда был достаточно активным в общественной жизни, но — вне политики. Поэтому сегодня мне не приходится менять флаги или «будённовку» снимать, как дед из фильма «Свадьба в Малиновке».  Не говорю, что все таковыми должны быть. Но, по крайней мере, священнослужители не должны освящать людские страсти и делать их смыслом человеческого бытия.

Псевдорелигиозное напряжение

А на деле получается, что гражданская псевдорелигия, гражданский культ, включающий в себя элементы патриотизма и войны как некое религиозное напряжение — более привлекательны, чем  истинная духовная жизнь человека. Ведь молитвы, посты, богослужения – это не так «интересно и захватывающе» по сравнению с виртуальными «битвами» в сети Интернет.

Лента новостей в том же Фейсбуке иди другой соцсети подвижна, она затягивает. Ты вроде с кем-то общаешься, он отвечает – это своеобразная форма молитвы.

Вот и получается: Не «к тебе Владыко Человеколюбче от сна восстав прибегаю», а «к тебе, Фейсбук и Мэйл.ру, от сна восстав прибегаю» – иду проверять новости и почту: а что же случилось в мире, пока я спал?

И это — наша горькая реальность. Одно дело, когда у тебя есть минимальная религиозная атрибутика, которую ты носишь у себя на груди – это Крест, который ты несёшь всю жизнь, которым спасаешься. Другое дело – обвешать себя ленточками разных цветов и наименований, покрасить забор, вывеску переименовать или памятник сбросить, подраться с кем-то.

Похоже, что впадать в крайности, забывать историю – это наше «национальное увлечение». Это часть нас: забывать одно – отдаваться другому. По моему мнению, консерватизм Церкви в этом смысле очень оправдан, он помогает не принимать скоропалительных решений.

 

Пост прот. Георгия Гуляева в ФБ от 22 февраля 2015 г. facebook.соm/georgiy.gulyaev

«Я не удалил ни одного человека из списка друзей в Фейсбуке»

У меня свое чувство юмора, своя интонация, свой символический язык, как, впрочем, у любого человека. В соцсетях для священника есть особый риск, надо быть исключительно корректным, надо помнить, что люди могут неправильно истолковать твои слова.  В соцсетях не всегда уловишь полутона и нюансы. Исходя из пастырских соображений, многие вещи остаются «за кадром», вдали от общих баталий – в личной переписке, реальном общении, молитве о примирении враждующих.

За все время войны я не удалил ни одного человека из списка друзей в Фейсбуке.

Пусть будущее мы видим гадательно, как сказал апостол, «через

тусклое стекло», но пребывает с нами Вера, Надежда и Любовь.

И Любовь из них больше...  facebook.соm/georgiy.gulyaev

Через какое-то время Пилат помирится с Иродом, но Христос уже будет избит, распят

и погребен.  Пост прот. Георгия Гуляева в ФБ. facebook.соm/georgiy.gulyaev

Вернее, только одного удалил. Когда был парад пленных в Донецке – мне было очень больно, что это произошло. А один собеседник стал писать откровенные глупости на моей странице, вот я не ту кнопку нажал — и случайно «забанил» его. Всех остальных оставил. У меня друзья, фейсбушные «френды», если бы увидели друг друга в реальной жизни — очень бы удивились. У многих людей проблема в том, что отфрендив друзей, они сформировали для себя новостную ленту из сообщений своих оставшихся френдов, и появилась весьма однобокая «картина мира». Это убежденные сторонники либо одной власти, либо другой. Они даже бояться заглядывать друг к другу на странички.

А я — вижу и тех, и других. И понимаю, что есть общий корень – одна и та же болезнь, которая поразила всех. Та болезнь, о которой я скорблю как священник.

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7: 3)

Всегда есть искушение, которое в том и состоит: у другого вижу, у себя – нет. И врачом здесь очень сложно быть, потому что на тебя набрасываются с обеих сторон. Одни ждут поддержки своих идей, и другие ожидают того же. Чувствую, что начал раздражать некоторых своих друзей… Вот это мое спокойствие они стали воспринимать как равнодушие или  некие скрытые мотивы. «А не латентный ли ты националист?! А не тайный ли ты ДНР-ровец?!».

А я — христианин. И если что-то есть грех – то я и называю это что-то — «грехом».

Фестиваль православной культуры в Донецке «Пасха красная»-2015.  facebook.соm/georgiy.gulyaev

«Настоящий патриотизм – это умение платить налоги»  

К сожалению, народ настроили на войну, для этого постоянно подпитывают нетерпимость к иному мнению. Градус ненависти постоянно поддерживается — с одной-единственной целью: чтобы кровавое противостояние продолжалось. Те лозунги, которые провозглашаются, не ведут к миру. Но я верю, что со временем люди придут к нормальному состоянию. А война – это не есть нормальное состояние для человека.

7 марта 2015 г.  facebook.соm/georgiy.gulyaev

Покаяние ведь возможно! Это то, что может предложить человеку только Церковь.

Никто ведь не отнимает убеждений и взглядов, но сейчас все смешалось... Например, любовь к национальному костюму может выдаваться за патриотизм. При этом человек спокойно уходит от уплаты налогов. А ведь настоящий патриотизм – это умение платить налоги, поддерживать страну в любой ситуации. Прекрасная страна, огромный потенциал, добрые люди – пора бы уже мириться и начать созидать!

Богоявление 2014 г.  facebook.соm/georgiy.gulyaev

Социальные комментарии Cackle