Пресс-секретарь Донецкой епархии: В условиях войны мы не имеем права на ошибку

Как и в каких условиях работают донецкие священники, каково настроение духовенства, изменилось ли отношение людей к Церкви - комментирует пресс-секретарь Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев.

Донецкая епархия сейчас находится не только под артиллерийскими обстрелами, она также обстреливается прессой. С завидной регулярностью распространяется ложная информация о деятельности епархии. Как в таких условиях функционирует епархиальная пресс-служба?

Правящий архиерей Донецкой епархии митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион в своем Рождественском послании отметил, что «в минувшем году из-за происходящих в Донбассе событий внимание всего мира было приковано к нашему региону». Конечно же, мы стараемся информировать общество о жизни Православной Церкви в Донбассе. Сегодня приходы Донецкой епархии расположены на территории контролируемой двумя воюющими сторонами, есть граница и целый комплекс проблем связанных с боевыми действиями. Прежде всего это нарушение коммуникации. И речь идёт не о технических средствах, хотя с ними тоже  есть вопросы, а с тем, что общество крайне политизировано и многие люди озлобились. Задача епархиальной пресс-службы – давать только проверенную информацию, может быть даже в ущерб скорости. Церкви доверяют, поэтому мы понимаем - в условиях войны мы не имеем права на ошибку. Порог восприятия трагедии в условиях мирной жизни и во время войны у каждого свой – одни привыкают к смерти и разрушениями, для других – это предлог к усугублению конфликта, а для верующих – повод к молитве.
Мы столкнулись и с проблемами материального характера. До войны пресс-служба Донецкой епархии была одной из мощнейших в Церкви – несколько печатных проектов – журналы, газеты, верстка книг, телевизионная новостная программа, радио, интернет сайты. Все это делали люди… Теперь одни в эвакуации, другие ищут возможность реализовать свои таланты в других сферах. Но и в этих условиях те, кто остался, пытаемся выжить и не оставить людей без слова Божия.
Ложь о жизни епархии, которая периодически появляется в СМИ является либо заблуждением из-за непонимания условий, в которых находится Церковь в Донбассе, либо – сознательное богоборчество, получившее благоприятные условия для развития. Как говорят, кому война, а кому мать родна.

Что на самом деле делает епархия сейчас для своей паствы?

Епархия – это все верующие – архиереи, духовенство, монашествующие, наша паства. Нормальное функционирование всех епархиальных структур – залог сохранения здравого смысла среди хаоса войны. Нарушен привычный уклад жизни человека – социальный, семейный, общественный. И только Церковь сохраняет свой уклад, поддерживая людей в этих условиях. Конечно, теперь мы более плотно занялись гуманитарной помощью, а храмы стали убежищами во время обстрелов. Но пастырская работа – исповедь, причастие, уставные богослужения не менее важны в условиях войны. Донецкая епархия не начинала эту войну, не поддерживает конфликтующих, а молится о мире и вразумлении.

Каково настроение духовенства? Нет ли желания оставить свой приход и перейти в более безопасное место?

Священники тоже люди. Нам также страшно и за свою жизнь, и за безопасность родных и близких. Кто не смог принять войну – уехал. Я говорю принять, не в смысле согласился с войной или поддержал воюющих. Нет, война, на мой взгляд, подобна онкологической болезни. Когда человек узнаёт диагноз, первая реакция – отрицание и шок. Я уже говорил, что мы не начинали эту войну – её принесли извне. Соответственно далее – поиск виновных, торг, депрессия. Всё как у больного раком. И только потом принятие: да, война в Донбассе, совершившийся факт, но нужно жить, оставаться человеком, поддерживать других.
Каждый принимает решение и полноту ответственности за это решение – оставаться на приходе или перейти в другую епархию. Владыка митрополит перевёл священников из зоны боевых действий на приходы, где образовались вакансии, без внимания не оставлены ни люди, ни церковное имущество.

Изменилось ли отношение простых людей к Церкви в Донецкой епархии?

Для адекватных выводов, думаю, необходим соответствующий инструментарий – социологические опросы с выборкой и анализом. Могу сказать по приходу, где я служу настоятелем – людей меньше не стало. Как говорит наш митрополит Иларион, к пустому колодцу люди не идут. Церкви есть что сказать и преподать людям, поэтому в храме продолжается совместная молитва священника и прихожан. Даже если наши политические взгляды различны – Христос посреди нас!
 

Беседовал Дмитрий Марченко

Социальные комментарии Cackle