Такса на требы – за и против

Нужны ли фиксированные цены за совершение церковных Таинств? Об этом спорят священники и миряне, люди верующие и не очень. Тема добровольности пожертвований в Православной Церкви стала предметом тенденциозных обсуждений и поводом для откровенных нападок.

Своим мнением по данному вопросу с читателями PravLife делится протоиерей Владимир Тютенко, настоятель храма в честь святителя Луки Крымского, Винница.

В Православной Церкви издавна, с апостольских времен, на богослужениях делались пожертвования. И еще апостол Павел говорил: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16:1). Поэтому в нашей Церкви и совершаются пожертвования – каждый дает сколько может. И священник получает благодарение за некоторые требы.

Десятина почему-то не прижилась в Православной Церкви, как, например, у католиков, где все нормализировано и регламентировано. Но католичество – это юридический мир, где прежде всего главенствуют право, организованность и методичность. И протестанты, выйдя из католичества, тоже переняли форму десятины. В Германии, к примеру, человек, указавший в анкете работодателю, что он католик или лютеранин, автоматически отчисляет 9% своей зарплаты на Католическую или Лютеранскую Церкви, даже если он не является их членом.

В Украине католики в этом вопросе более снисходительны, но десятину все равно сдают. К тому же католические приходы у нас считаются миссионерскими и получают особенную финансовую поддержку из Ватикана. Также штат Католической Церкви получает зарплату и прочие социальные выплаты, а люди говорят, что ксендзы денег не берут.

«А сколько апостолы брали за крещение?»

В Православии пожертвование на богослужении и благодарность священнику как давняя церковная форма существует тысячелетиями. Она более справедливая, человечная, живая и немеханичная. Только даже эту идеальную форму не надо портить. А для этого люди должны быть искренними, чистыми и исполненными жертвенной любви: как прихожанин, желающий заказать определенную отдельную службу, так и священник, который тоже должен быть жертвенным. Им следует с пониманием относиться к ситуации друг друга. И тогда эта форма пожертвований будет осуществляться без каких-либо нюансов.

И не нужно путать и думать, что пожертвование за требы – это плата лично священнику. Это дар Церкви в целом, а священник выступает как ее представитель. И не он для себя пожертвование придумал – так всегда в Церкви было.

Иногда я шутливо спрашиваю: «А сколько апостолы брали за крещение?» Люди недоумевают. Ведь в начале христианских времен человеку, принявшему крещение, нужно было продать все, что у него было, и жить только в общине. И есть пример, когда муж с женой все продали, но решили чуть-чуть утаить и солгали апостолу. За это Дух Святой умертвил их (Деян. 5:1–11). Ранее люди понимали, что Господь ЖИЗНЬ им даровал ценой Своей Жизни, потому, приходя в Церковь, все продавали, лишь бы быть христианами и жить духовной жизнью, пребывая в молитве, посте и Причастии. Христианин-семьянин осознавал, что его жизнь должна быть жертвенной как по отношению к Церкви, так и по отношению к нуждающемуся ближнему.

Правильный духовный настрой на жертву Богу

И Сам Христос жил за счет пожертвований людей. Когда Он приходил, люди искренне радовались и, очевидно, все лучшее ставили на стол. Поэтому неверно говорить «плата за требы». Церковь хочет нас вернуть к следующему евангельскому отношению: будь благодарен за то, что делает для тебя Христос, Церковь, священник. А священник должен быть подобен Христу – не деньги искать, а человека, возможность помочь ему.

Почему Христос сказал апостолам, чтобы денег с собой не брали во время проповеди? Потому что за Благовестие их будут и кормить, и одевать, и деньги жертвовать. Это принцип, который Христос ввел в Церковь. За то, что людям открывается вход в Царство Божие через проповедь и служение, они должны накормить, одеть-обуть, поддержать. Это естественно, это то, что в Евангелии. И не более.

Современному человеку нужно понимать, что его пожертвование – это не плата за услугу священнику, а благодарение прежде всего Богу за духовную помощь, оказанную духовным лицом через священнодействие.

Очевидно, что у христианина должен быть правильный духовный настрой: Христос для тебя Жизнь отдал – учись тоже жертвовать. И одной из форм жертвенности есть благодарение, в том числе денежное.

Это нужно объяснять людям, а священнику следует поддерживать искренние взаимоотношения. Служитель Церкви должен быть тактичным, чтобы совершение им Церковного Священнодействия не воспринималось как работа «без души». Поэтому проблема, на мой взгляд, не в благодарности, а, скорее, в человеческих взаимоотношениях.

Право на подсказку и информационная война

Рекомендуемые пожертвования – это лишь только подсказка, как отблагодарить священника за ту или иную службу, чтобы человек малоцерковный чувствовал себя спокойно. И это не лишает его права выбора дать больше или попросить, чтобы бесплатно послужили. Потому что многие попадают в неудобную ситуацию, когда не знают, сколько нужно пожертвовать. Человек мучается, чтобы не ошибиться: иногда дает больше, чем планировал, а потом узнает, что можно было дать меньше, и сожалеет о сделанном. Поэтому, конечно, проще, когда есть некие ориентиры.

Вследствие информационной войны против Церкви эту подсказку начинают воспринимать как «ценники», «прейскурант» или «таксу». Хотя эти цифры пожертвований совершенно не носят обязательный характер. По крайней мере, так в нашем храме.

Мы нашли некую середину. Заказывая панихиды, делая помянники, каждый дает сколько хочет. Можно просто положить записочку. Никаких требований и рекомендаций нет. А если заказываете Литургию или молебен – это означает, что вы хотите поучаствовать в организации проведения этого богослужения, поэтому рекомендуется внести пожертвование. Но если кому-то тяжело, можно и не платить. Мы настраиваем работников храма, чтобы они вникали в ситуации людей и были готовы сказать: «Батюшка и так послужит, поможет, ничего не надо». Нет никаких проблем.

Подсказка, естественно, допустима, возможна, ведь ее цель – не получение выгоды. Многие нецерковные люди не понимают, что такое молебен, молебен с акафистом, молебен с водоосвящением и т. д. А сквозь призму разницы в пожертвовании нецерковный человек воспринимает и духовную разницу в службах, если можно так сказать. Это вносит определенную ясность, потому что люди привыкли жить, сравнивая конкретные цифры.

Так же со свечами. Иногда человек смотрит по своим возможностям и берет дешевые свечи, а в других случаях готов все сделать для кого-то и покупает, допустим, большую дорогую восковую свечу, чувствуя, что он много отдал и именно этим хочет многое у Господа выпросить! Получается, что посредством разных свечей и их цен человек выражает то или иное свое прошение или чувство, как он хочет обратиться к Богу и какую жертву желает принести. Это и есть часть церковной жизни.

На что деньги тратим?

Но в вопросах пожертвований нужно понимать, какие смыслы заложены Церковью. Человек, приходя в церковь, должен служить Ей, принимать участие в содержании храма и понимать, что его пожертвования идут и на то, чтобы священник мог бесплатно крестить, исповедовать, причащать и соборовать в реанимациях, интернатах и т. п.

Когда я, будучи священником в храме, работал также на ставку врачом, то мог ходить и совершать требы бесплатно. Но сейчас у нас есть штат, люди получают официальные зарплаты со всеми отчислениями. И во многих ситуациях они помогают людям безвозмездно еще и потому, что являются штатными сотрудниками храма. Но ведь им нужно платить, чтобы они могли жить и тоже жертвовать по своему желанию.

Поэтому удивительно, что люди совершенно не ведают, как живет Церковь. Видя, как храм открыт каждый день, как работают в нем сотрудники, некоторые недоумевают, за что они зарплату получают. Им кажется, что все должны безвозмездно работать. Поэтому именно пожертвования, которые собираются в храме, в том числе и посредством оплаты совершения треб, расходуются на содержание и людей, и храма.

А у людей церковных совсем иное отношение к священнику – это искренние духовные взаимоотношения, когда каждый друг друга поддерживает своим дарованием. Они искренне жертвуют на храм, потому что видят, куда идут эти средства.

Лично мне было бы удобнее, чтобы люди платили десятину, а мы их бесплатно крестили, служили молебны, отпевали. Допустим, если бы в Виннице все крещенные люди в месяц давали одну гривну, то фонд пополнялся бы не менее чем на 300 тыс. грн. У нас были бы бесплатные православные школы, детские сады, средства для строительства и ремонта наших храмов. Но реальность такова, что денег, поступающих по т. н. прейскуранту, который так возмущает многих, не всегда хватает даже на содержание храма и зарплаты работающим в нем людям. Все, что построено в нашем храме, – в основном за пожертвования нехрамовых людей.

«Люди должны доверять Церкви»

В Церкви происходит дискуссия, а на православных сайтах поднимается тема отмены всех указаний относительно количества пожертвований и благодарений. И я прекрасно отношусь к этой идее. Но одно дело – сельский священник, а другое – когда храм представляет собой целую организацию, штат.

Мой опыт городского священника подсказывает, что я готов экспериментировать и отменить рекомендации по пожертвованиям в храме. Но пока мне кажется, что это не облегчит взаимоотношения с Церковью. Хотя экспериментировать можно и нужно, а сама жизнь и Господь все устроят. Я, к примеру, чаще отказываюсь от благодарения, иногда говорю «Сколько дадите» или называю какую-то сумму, видя, что так для человека будет проще.

Человека нужно чувствовать. Если он находится в беде и денег не хватает на лекарство ребенку, то, конечно, помолимся за него без каких-либо пожертвований, даже окажем помощь. Дежурные, которые находятся в храме, знают, что нужно понять человека, поддержать и сделать для него все возможное, т. е. главное – это христианская настроенность священника и его сотрудников. Помогать человеку – это естественная христианская обязанность.

Люди должны доверять Церкви, знать, что от них не отвернутся, если нет денег. Рекомендация же делать пожертвования учит человека: чтобы получить от Христа дар, который приходит к нам через Его жертву, мы тоже должны жертвовать. Поэтому самоценность не в деньгах, а в жертвенном отношении к Христу и друг к другу.

А в «Фейсбуке» говорят…

"Сегодня меня допрашивали с пристрастием, сколько берет батюшка за крещение. Батюшка им сказал, что таксы нет, но люди растерялись: «Сколько же дать, чтобы не обидеть и не дать много». В некоторых храмах есть таксы, и это, мол, устраивает всех! А как быть тем, у кого нет денег? А ведь таких много! Очень много, особенно сегодня в нашей стране. И не к кому им больше идти, кроме как к Богу. И просят они священников быть их проводниками.

Поэтому мне лично больше по душе те храмы, где таксы нет, где не торгуются, где служат во славу Божью. И сколько бы вы не дали пожертвований священнику – не будет ни много, ни мало. Если есть что дать – зачем жадничать? Поделитесь – и вы дадите возможность оказать помощь страждущему. Помните, что вы даете не священнику, а Господу, на богоугодные дела.

И даже если попадется священник, который, как вам покажется, не очень чистоплотен, это не должно вас останавливать, это его грех и его карма. Не вы судья. Господь сам всем раздаст по их делам и поступкам и оценит вашу жертву.

Но помните также, что купить благодать нельзя ни за какие деньги. Не буду называть фамилий тех, которые пытались это сделать и были поруганы Господом. И не ждите наград типа «ты мне – я тебе». Это в песочнице да в госучреждениях в такие игры играют.

Награды Бога находят нас нежданно, и поэтому они есть наивысшие заслуги. Это и выздоровление, и рождение потомства, и то, что мы обычно называем чудесами. А если кто хочет бабки получать, идите лучше в таможню или налоговую! Там и берут, и дают".     

 

Опубликовано: ср, 25/11/2015 - 14:34

Статистика

Всего просмотров 1,037

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle